Чем торговать
Тема торговли как вида бизнеса, пожалуй, самая популярная на просторах нашей страны, собственно это и не удивительно после лихих 90-х, когда именно торговля стала основным путем выживания для огромной массы граждан. Конечно, времена меняются, но традиции и определенный опыт удачного ведения данного бизнеса дает о себе знать и собственно торговля так и остается первым вариантом, который рассматривается начинающими бизнесменами.
Справедливости ради хочу еще раз напомнить, что сам к торговле отношусь достаточно скептически, во всяком случае в ее основных формах. По моему личному убеждению удачная торговля для малого бизнеса возможна только в узких специализированных нишах. То есть если хотите создать с нуля удачный бизнес, то необходимо четко ответить на вопрос – чем торговать? Если ответ будет удачным, то и бизнес гарантировано будет успешным.
Теперь более по существу.Как сами понимаете удивить покупателя или тем более предоставить ему что-то такое, чего нет в больших супермаркетах и торговых сетях, с каждым годом становится не просто сложней, а практически невозможно. Тем более стоит учитывать, что крупные торговые фирмы получают скидки, бонусы и так далее и как следствие имеют возможности если не откровенно демпинговать, то делать значительную скидку по сравнению с небольшими магазинами. Что делает вопрос "чем торговать?" еще более актуальным.
Как видим, реальный экономический анализ ситуации показывает, что заниматься торговлей становится сложнее и вместе с тем в моей практике есть реальные примеры успешной организации торговых точек, то есть когда люди начинали торговать с нуля и добивались большого успеха. А теперь немного практики и реальных ответов на вопрос чем торговать.
Лет пять назад будучи в гостях у одной знакомой в другом городе после длительного «задушевного» разговора (куда без этого) постепенно перешли на тему работы, как оказалось, не смотря на достаточно не малый пост и должность, проблем у нее хватало и откровенно было сказано, что работать на государство дело не благодарное. Пару месяцев назад я сам про это писал – «Легко быть начальником». Вообще разговор крутился и в конечно итоге, оказалось, что она всерьез задумывается заняться бизнесом, и даже присмотрела себе помещение и начала переговоры о покупке торгового оборудования для продуктового магазина. Дальше пересказывать не буду, но мне удалось убедить ее немного переиграть и более тщательно подойти к вопросу чем торговать.
Что же у нас с ней получилось? Отвечая на вопрос, чем торговать мы перебирали группы товаров по двум основным принципам:
Первый это востребованность товаров и обязательное изучение конкурентов, главным в этом принципе выступал фактор номенклатуры товаров крупных супермаркетов;
Вторым как не странно личные возможности и привязанности знакомой (мой принцип построения любого бизнеса заключается в одном, лучший бизнес рождается из хобби просто нужно найти пути реализации его как бизнес идеи).
Первый этап ответа на вопрос чем торговать у нее занял приблизительно две недели и только потом мы встретились и обсудили все, что она за это время навыбирала. Ответ получился очень неожиданным как для меня, так и для нее. Просто зная, что она имеет задатки дизайнера и по честному обладает «чувством вкуса» (кстати, это достаточно большая редкость), а ее сестра не плохая портниха, решили на вопрос «чем торговать?» ответить просто – будем торговать шторами.
Но как сами понимаете, концепция построения магазина заключалась не только в том, чтобы торговать шторами, «тюлями», гардинами и прочими атрибутами для завешивания окон, речь шла о более широком понимании. То есть предлагался вариант комплексного обслуживания — клиенту предлагали выбрать не только цвет, качество штор, но и сразу комплекс услуг по подрезке, установке гардин и самое главное предлагали возможность пошива всяких «фишек» (честно даже не помню названия). Вообще там типа подвязки для штор, и других вещи о которых, я откровенно говоря знал только по фильмам. В данном случае был выбран не только узкий рынок, но и предлагался комплексный подход с предоставлением не только товара, но и всех сопутствующих услуг. Грубо говоря, клиент заходит, выбирает и при желании может оплатить все, включая даже установку гардины со шторами. Чем не реальная идея бизнеса ?.
Интересно, что при подготовке бизнес плана и расчете первоначальных вложений в бизнес выяснилось, что открыть такой салон штор дешевле, чем продуктовый магазин, все дело в том, что стойки для размещения данного товара простые и стоят намного дешевле, чем аналогичные прилавки для продуктов. С другой стороны вместо покупки холодильников были закуплены полупрофессиональные швейные машины и оверлок для работы со шторами, что обошлось опять-таки дешевле. Единственно что мы себе позволили, так это проведения широкой рекламной компании как региональных газетах, так и по радио (конечно местному), ну и естественно раздача буклетиков, развешивание объявлений.
В качестве фишки при начале раскрутки магазина использовалось несколько вариантов акций, в частности при заказе штор «подрубливание» делалось бесплатно, при покупке нескольких комплектов гардин магазин оплачивал доставку и так далее.
Бизнес пошел практически сразу и уже через месяц вышел на самоокупаемость, а вспомнил данную тему случайно, буквально вчера был у знакомой в гостях и она показывала (вернее хвасталась) своим новым помещение в котором уже два этажа и несколько десятков продавцов и швей, вот так при правильном ответе на вопрос «чем торговать?» возникает стабильный и процветающий бизнес.
Как вывод: не столь принципиально в торговле иметь огромный магазин и огромную номенклатуру товаров, принципиально правильно ответить на вопрос «чем торговать?» и «где торговать?». То есть успешность данного бизнеса зависит (говорю только о малом бизнесе и идеях малого бизнеса) во многом от правильного ответа «чем торговать?».
Не забывайте подписаться на блог о практичных и реальных идеях бизнеса.